Юбилейные гастроли КГАТОБ им. Абая прошли в Нур-Султане

756

Юбилейные гастроли в честь 85-летия Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая прошли в дни празднования Дня Столицы Нур-Султан. На сцене Государственного театра оперы и балета Aстана Опера зрителю была представлена программа, в которую вошли мировые постановки, составляющие золотой фонд репертуара КГАТОБ им. Абая и пользующиеся неизменным интересом и любовью публики: Пьетро Масканьи  «СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ» и Руджеро Леонкавалло «ПАЯЦЫ»; Людвига Минкуса «ДОН КИХОТ»; Джоаккино Россини  «Золушка»; Бориса Эйфмана «АННА КАРЕНИНА».

     Все постановки юбилейных гастролей КГАТОБ им. Абая были представлены жителям и гостям столицы впервые и имели ошеломительный успех и гром аплодисментов у публики. Все дни спектаклей прошли при полном аншлаге.

Открытием гастролей стали одноактные оперы «Сельская честь» П. Масканьи и  «Паяцы» Р. Леонковалло, написанные композиторами для одного конкурса  в конце XIX века. Обе оперы имели ошеломительный успех у публики, но к  сожалению, для авторов это был единственный успех в их жизни.

Пьетро Масканьи
«СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ»
либретто Джованни Тарджиони-Тоцетти, Гвидо Менаски

     Опера «Сельская честь» была написана в 1890 году в Риме. Она же и принесла всемирную известность своему создателю. Итальянское название оперы «Cavalleria rusticana» переведено как «Сельская честь». В этом можно увидеть и жестокую иронию, ведь слушая оперу, каждый зритель увидит насколько бесчестно поведение почти всех персонажей. Сам Пьетро Масканьи, работая с первоначальным литературным источником писателя Джованни Верги, в музыкальном материале оперы смягчил характеры героев.

      “Когда страсть больше, чем любовь, а ненависть больше, чем вера…” Из таких эмоций создана опера Пьетро Масканьи «Сельская честь», которая сформировала особенности и ценности веризма. А вместе с ним вывела на крупнейшие сцены мира крестьян, бродячих комедиантов, нищих и обездоленных – в противовес традиционным оперным аристократам, историческим личностям или героям легенд. Музыкальный язык оперы опирается на народные истоки, на бытовую музыку той эпохи. Но, при всей своей краткости, опера насыщенна контрастами. Хоровые эпизоды первой картины- приподнятые и воздушные оттеняют печальный балладно- повествовательный романс.

Руджеро Леонкавалло
«ПАЯЦЫ»
либретто Руджеро Леонкавалло

   Премьера одноактных опер «Сельская честь» и «Паяцы» на сцене Казахского Государственного академического театра оперы и балета имени Абая состоялась в декабре 2018 года. Для постановки спектаклей была приглашена творческая группа из Италии: режиссер-постановщик – Лоренцо МАРИАНИ, сценограф, художник по костюмам – Вильям Орланди, художник по свету — Роберто Вентури и хореограф – Лучиано Каннит. Музыкальным руководителем выступил заслуженный деятель РК Аскар БУРИБАЕВ.

    «Паяцы» — лучшая и наиболее популярная опера Леонкавалло. Ее музыка достигает большой силы в изображении человеческих страстей. В оркестровом вступлении к прологу радостному оживлению, прихотливым краскам противопоставлены мелодии, полные горячего, страстного чувства- глубокой скорби и страдания. Этот контраст сохраняется и в монологе Тонио, в роли Александр Сметанин, «Простите за смелость»; лирически задушевный вначале, он постепенно насыщается патетикой и драматизмом. Опера, настолько полно выразившая все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. История “Паяцев” схожа с историей “Сельской чести”. Оба произведения были написаны для одного конкурса и оба имели ошеломительный успех у публики. К сожалению, для композиторов это был единственный успех их жизни. Оперные театры мира зачастую ставят их вместе.

       Для семейного просмотра зрители могли насладится комедийными спектаклями — опера Дж. Россини «Золушка» и балет Л. Минкуса «Дон Кихот».

Людвиг Минкус

«ДОН КИХОТ»

Либретто Мариуса Петипа по мотивам романа Мигеля де Сервантеса Сааведры
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
Хореография Александра Горского, по мотивам спектакля Мариуса Петипа

        Балет «Дон Кихот» считается одним из самых лучших хореографических творений Мариуса Петипа. Его путешествия по городам Испании не только оставили яркий след в его жизни, но во многом помогли в создании яркого балета.

        Премьера новой постановки состоялась в октябре 2018 года. Балетмейстером-постановщиком выступила народная артистка РК Гульжан ТУТКИБАЕВА, художником-постановщиком — народный художник России Вячеслав ОКУНЕВ. Бессмертное творение Сервантеса нашло свое отражение в балете композитора Людвига Минкуса и либретто Мариуса Петипа. Этот балет заметно выделяется на фоне других спектаклей, в нем нет острых драматических коллизий с кучей интриг, коварством и драмой. Прелесть этой постановки в его яркой эмоциональности, подчиненной единой стихии. Солнечные и жизнерадостные танцы, искрящиеся своим весельем, предстают перед зрителями в виде виртуозных испанских и цыганских номеров во всей своей красе. Всё действие подчинено единому порыву, в котором главные персонажи вместе со зрителями оказываются на залитой яркими лучами площади Барселоны. В сюжете балета в центре внимания  – взаимоотношение двух героев Китри- Жанель Тукеева и Базиля- Рустем Имангалиев, которые пылко любят друг друга. Они не могут быть вместе из-за воли отца девушки – трактирщика Лоренцо- Нурлан Байбусинов, который хочет выдать дочь за богатого жениха, и слышать ничего не хочет про простого юношу, работающего цирюльником.  Отважный и благородный рыцарь Дон Кихот- Заслуженный деятель РК, Дмитрий Сушков- становится на сторону возлюбленных и помогает им соединить свои сердца.

Джоаккино Россини

«Золушка»

Либретто Яколо Ферретти на основе сказки Шарля Перро «Золушка»

200 лет «Золушка» украшает репертуар лучших оперных театров мира. В декабре 2017 года, в год своего двухсотлетия шедевр Россини впервые был представлен в Казахстане на сцене театра оперы и балета имени Абая! Музыкальным руководителем выступил  заслуженный деятель РК Аскар БУРИБАЕВ, режиссером – постановщиком — заслуженный деятель РК Ляйлим ИМАНГАЗИНА, художником – постановщиком  – народный художник России Вячеслав ОКУНЕВ.

“Золушка, или Торжество добродетел” (итал. La Cenerentola, ossia La bontà in trionfo) — комическая опера в двух актах итальянского композитора Джоаккино Россини. Итальянское либретто Якопо Ферретти на основе традиционной сказки «Золушка». В опере есть все, за что постановка так любима зрителем: эффектная виртуозность и гибкость вокальных партий, светлый и ясный музыкальный колорит, искрометный итальянский комизм. С первых звуков опера пленяет своей необычайной красотой, остроумием и весельем, и безусловно волшебством. В ней композитор шутит над человеческими слабостями и превозносит щедрость благих поступков и добродетель.  Как это не редко бывает в операх Россини, партия главной героини отдана колоратурному меццо- сопрано. В театре оперы и балета её исполняет Оксана Давыденко.

Настоящим подарком стал бенефис заслуженного деятеля Республики Казахстан, примы КГАТОБ им. Абая Сауле РАХМЕДОВОЙ в культовом спектакле Бориса Эйфмана «Анна Каренина» на музыку П.И. Чайковского.

Борис Эйфман

 «АННА КАРЕНИНА»

на музыку П. И. Чайковского

        Спектакль полон внутренней психологической энергии и удивительно точен по своему эмоциональному воздействию. Убрав все второстепенные линии романа Льва Толстого, хореограф сосредоточился на любовном треугольнике «Анна — Каренин — Вронский».  Пластика тела в танце  раскрывает драму переродившейся женщины жаждущей свободы, любви и страсти. По мнению Эйфмана, именно страсть, «основной инстинкт» породили преступление против общественных норм, уничтожили материнскую любовь и прервали связь Анны Карениной с душой.

Шесть лет спустя после своей премьеры, в 2011 году, балет «Анна Каренина» был поставлен автором на сцене Казахского Государственного академического театра оперы и балета им. Абая. Художником-постановщиком выступил Вячеслав ОКУНЕВ. Партию Анны Карениной исполнила заслуженный деятель РК Сауле РАХМЕДОВА.

Яркий спектакль, включающий в себя хореографически сложные поддержки, многообразие форм и позиций, необычную геометрию кордебалета, раскрывает тонкий психологизм романа Толстого.

«Женщина, поглощённая и раздавленная страстью, готова пойти на любые жертвы. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений», — Борис Эйфман.

          Гастроли прошли при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в рамках реализации государственной программы «Рухани Жангыру».